Как азербайджанец в лифте наносит удары армянскому мальчику

При очередной встрече посол поинтересовался, как продвигается сбор материалов об иерархах Армянской церкви. Вардан показал несколько досье, составленных на её видных представителей.

Первое из них касалось одного из уважаемых и самоотверженных деятелей армянского духовенства – теолога, филолога и философа епископа Хорена (в миру Абраама) Мхитаряна, подготовившего после русско-турецкой войны ряд документов и материалов о положении армян в Османской империи.

Второе досье характеризовало видного епископа Гарегина (в миру Ованеса) Срвандзтянца. Сразу же после русско-турецкой войны константинопольский патриарх специальной энцикликой направил его в населенные армянами вилайеты, где тот проводил демографические исследования, знакомился с политическим и социально-экономическим положением народа. Но не только. Человек широких интересов, он публиковал этнографические труды, собирал фольклор и первым записал народный эпос “Давид Сасунский”. Обвинив Срвандзтянца в неблагонадёжности, власти сначала удалили его из Вана, позднее же, в 1888 году, когда он возглавлял одну из крупных епархий, и вовсе отозвали в Константинополь.

Наиболее подробное досье Вардан составил на самого, пожалуй, видного в ту пору армянского церковного деятеля в Турции Гевонда (в миру Ншана) Шишманяна.