Я стою на передовой для своей молодости – женщина из Эчмиадзина







Я стою на передовой для своей молодости – женщина из Эчмиадзина


Начало становлению методологии истории было положено в Древней Греции (Геродот, Фукидид, Политий и др.) и Древнем Риме (Тит Ливий, Тацит, Плутарх и др.). Отличительной чертой этого периода является попытка перехода от описательной истории к объяснительной и обнаружение внутренней логики развития.


Была выдви¬нута идея цикличности, т. е. круговорота, повторения событий. В свое время (145-86 гг. до н. э.) китайский ученый Сыма Нянь рассматривал историю общества как замкнутый круговорот («Исторические записки»). Следующий этап связан с преобладанием религиозных взглядов на историю (с сер. I тыс. н. э.). Теперь исторический процесс предстает как результат божьей воли. Человек же создан богом для реализации его целей.

Задача историка заключается в открытии и разъ¬яснении объективного божественного плана, последовательно разво-рачивающегося во времени. В трудах Аль Бируни, Иохима Флорско-го выдвигается концепция больших исторических циклов (царствие Бога-Отца до рождества Христова, царствие Бога-Сына по рождеству Христову, царствие Святого духа), происходит расщепление единой исторической реальности на всеобщее и отдельное, на абстрактное и конкретное. И древние, и средневековые историки рассматривали историю как процесс, имеющий начало и конец (День Страшного суда).