Почему правительство Армении спешит принять новый порядок избрания директора







Почему правительство Армении спешит принять новый порядок избрания директора



В разные СМИ в эти дни говорится о том, что выборы директора средней школы села Норамарг Араратской области назначены дважды и просто провалились, поскольку в первый день конкурса не явились представитель МСФО и представители областной администрации совета управления школой, а во второй раз-представители областной администрации.

Кворум не обеспечен и, согласно действующему нелепому порядку, документы трех кандидатов на должность директора направят вице-премьеру и он назначит желаемого кандидата в марзпетаран, что на протяжении многих лет делали прежние власти. Этот антидемократический порядок был подвергнут критике на протяжении многих лет, поскольку он был приспособлен к прежним властям для того, чтобы иметь директоров, служащих цели обеспечить свои голоса во время выборов, против чего восстало общество и была революция.

Казалось, что политическая сила, пришедшая к власти народной революцией, в сфере управления образованием должна была в первую очередь пересмотреть порядок формирования советов управления общеобразовательными учебными заведениями и выбора директора для укрепления в народе степени доверия к праву выбора, достигнутому парламентскими выборами в декабре 2018 года.

За прошедшие 2 года эти порядки были пересмотрены,на общественное обсуждение были вынесены проекты новых порядков формирования советов управления школами и избрания директора, одобрены, однако они так и не вступили в силу и по всей республике продолжаются позорные случаи выборов директоров. По новому проекту порядка формирования советов предлагается в составе совета 9 человек вместо 8, 3 из которых будут избраны педагогическим советом, 3-родительским советом закрытым голосованием, а 3 — представители уполномоченного органа и органов местного самоуправления. Целью этого изменения является обеспечение более высокой степени участия родительских и педагогических общин школы, поскольку согласно Закону «Об общем образовании» участниками процесса образования в первую очередь являются учащиеся, их родители и педагоги.

Их голос должен быть более слышимым и решающим. По проекту порядка выбора директора кандидаты должны встретиться и выслушать учеников, прежде чем написать свою программу развития, и включить в эту программу все те проблемы и предложения, которые будут озвучены учениками на этой встрече. Представляете, насколько возрастет авторитет кандидата этим шагом, подчеркивающим мнение учеников, если он организует эту встречу в непринужденной и не авторитарной атмосфере. Затем кандидаты должны представить свои программы развития родительской общине и педагогическому совету. Фактически, они должны защищать свои программы на собраниях с бенефициарами школы, и родители и педагоги в день конкурса на должность директора будут полностью осведомлены о кандидатах.

Затем, согласно проекту, педагогический совет и родительская община отдельно, выслушав программы развития кандидатов, получив ответы на волнующие их вопросы, закрытым тайным голосованием избирают избранного ими кандидата. Согласно этому проекту, во время выборов директора 3 педагога совета управления школой и 3 родителя уже открытым голосованием обязаны проголосовать за кандидата, избранного на своих собраниях закрытым голосованием. В Совете управления уже пройдет совет из 9 человек (напомню, 6 из 9 представляет школу, 3-уполномоченные органы и органы местного самоуправления) кандидат, получивший максимальный голос членов.

Этим проектом в процессе избрания директора по возможности уменьшены все виды давления, вмешательства и произвола. Если бы этот порядок уже действовал, и не только, выборы директора школы не разжигали бы родителей и педагогов, или, оставшись 15 минут до окончания срока регистрации кандидатов, нового кандидата не было бы. А по большому счету, если этот порядок будет действовать, кандидаты директоров обязательно задали бы себе вопрос, Готовы ли они встретиться с учениками, и они смогут вести непринужденную и выгодную для них беседу и представить именно ту программу развития для этой школы, которую, в случае избрания, он будет осуществлять и о которой периодически будет представлять отчет общине.

Возникает вопрос․

1. Почему правительство Армении спешит принять такой порядок формирования советов управления школами, по которому исключается полномочие вице-премьера в случае, если конкурс директора не состоится дважды, назначить директора?

2. Почему правительство Армении спешит принять новый порядок избрания директора?

Может, старые порядки также более выгодны этой власти, кто знает?

P.S. Кстати, обо всем этом в своем интервью 21 ноября 2018 года сказал министр МСФО Араик Арутюнян

«Голосование директора школы будет открытым, голос родителей и педагогов важен. Проект». Скоро исполнится 2 года этого обещания.

Анаит Бахшян

Член Общественного совета